У российского кинематографа подход к военному кино двойственный. С одной стороны, когда стало можно говорить правду (или «правду»), возник интерес к различным запретным ранее темам. В фильмах появилось изображение, например, политработников или сотрудников НКВД в качестве отрицательных персонажей, началась навязчивая популяризация мифов об одной винтовке на троих («Утомленные солнцем 2») или использовании детей-сирот в качестве диверсантов («Сволочи»). Ну или раскрытие зрителям глаз на то, что всю войну выиграли срочно призванные в Красную армию зэки. Документы это опровергали, но аудитория документальных исследований и кинофильмов с сериалами была несравнима.
Есть и другая категория российских фильмов о войне, и таких, следует отметить, в последние годы стало намного больше, чем различных негативных историй о Великой Отечественной. В этой категории военных картин упор делался на подвиге. Неважно, простого пехотинца с мосинкой или командира танка. Наследие перестройки, конечно, тоже иногда прорывалось. Но в массе своей такие ленты рассказывали о войне и подвиге советских солдат с определенным уважением. Зрителям это нравилось больше, хотя, разумеется, обсуждение «Т-34» или «28 панфиловцев» не шло ни в какое сравнение с ожесточенными спорами по поводу тех же «Сволочей».
В принципе, как раз за последние годы и выработались определенные приемы, с помощью которых в отечественных фильмах и сериалах показывают войну. Например, в Красной армии допустимо наличие трусов и подлецов, которые мешали бы главным героям совершить подвиг. Немцы превратились в некую обезличенную массу, среди которой, впрочем, встречаются яркие личности, но и они в конце концов терпят поражение. Еще оказалось допустимым дополнять реальные события выдуманными обстоятельствами для усиления драматического эффекта. Такое усиление было хорошо видно в «Танках», где конструктор Т-34 Михаил Кошкин во время пробега по маршруту Харьков — Москва встречает немецких диверсантов и оставшихся чуть ли не с Гражданской бандитов.
Подобные дополнения к настоящим эпизодам войны подвергались критике, но киношники явно не уделяли ей слишком много внимания. Как ни удивительно, придуманные подвиги нравятся зрителям едва ли не больше настоящих. А если это еще и сдобрено любовной историей, то получается один из рецептов популярного фильма. По этому рецепту, например, сделан сериал «Черное море», который начинает показывать канал «Россия 1».
Действие сериала происходит весной 1944 года в Новороссийске. Советские войска готовятся к освобождению Крыма (Крымская наступательная операция проходила с 8 апреля по 12 мая), и одним из ключевых моментов планирования является взаимодействие армии и Черноморского флота. Но на корабли нацелены основные силы немецких диверсантов. Во время нападения взрывается баржа с военным грузом, и лишь по случайности она не успела дойти до миноносца «Несокрушимый», основной ударной силы флота. Для противодействия диверсантам в Новороссийск прибывает капитан второго ранга Сергей Сабуров (Павел Трубинер), эксперт по противодиверсионной работе. На месте его ждут друг, — Егор Солей (Александр Кузьмин) — а также бывшая любимая Елена (Екатерина Вилкова), которые тоже входят в спецгруппу СМЕРШ.
Уже в поезде Сабуров разоблачает немецкого связника, но захватить живым шпиона не получается. Во время погони погибает Солей. Сабурова назначают руководителем спецгруппы, но подчиненные принимают его в штыки: им кажется, что он выскочка, который на самом деле ничего не умеет, и что именно по его вине погиб их начальник. Елене тоже нужно переступить через себя, чтобы снова начать работать с Сабуровым.
У немецких диверсантов, которыми руководит полковник абвера граф Котряну (Андрей Руденский), тоже сложности: для подрыва кораблей им нужны магнитные мины, которые должен был доставить убитый связной. Времени до наступления Красной армии остается всё меньше, и немцы идут на риск, который может привести к провалу всех их агентов.
К созданию фильма его авторы подошли ответственно: они воссоздали разрушенный после боев Новороссийск, использовали в качестве локации порт Таганрога, а также реальные бункеры шестидесятых-семидесятых годов. В кадре ездят танки, много техники тех лет: автомобили легковые и грузовые, мотоциклы. Но при этом на историческую достоверность «Черное море» не претендует, всё снято с достаточной долей условности, хотя в кадре есть и реальные исторические деятели: например, адмирал Октябрьский (Юрий Цурило), в то время — командующий Черноморским флотом.
В сериале узнаются многие сюжетные ходы, которые присутствуют в других популярных фильмах. Герой Павла Трубинера с ходу обнаруживает дыры в защите города и порта от диверсантов и даже умудряется точно вычислить, в каком месте они проходят мимо патрулей. Ему приходится бороться с недоверием своих новых подчиненных, которые недовольны присланным «варягом», и доказывать, что он хороший специалист. Немецкие диверсанты — сильные противники, они превосходно стреляют, у них хорошее оснащение, и переиграть их трудно. Где-то в штабе советских войск сидит «крот», и его нужно срочно найти, чтобы он не раскрывал противнику планы Красной армии вообще и спецподразделения СМЕРШ в частности.
Несмотря на тщательную подготовку, сам сериал вызывает определенные вопросы. К примеру, по прифронтовому Новороссийску регулярно носятся туда и сюда немецкие шпионы: они стреляют на ходу из пистолетов и автоматов, но это не приводит к усилению мер безопасности. Более того, даже местных жителей эти эскапады не слишком заботят, словно они привыкли к подобному за предыдущие годы. Такой подход смазывает впечатление от приключений главных героев. В хороших советских приключенческих фильмах эти приемы подавались дозированно, как, видимо, следовало поступить и в данном случае. К тому же чуть ли не все члены штаба постоянно ожидают трибунала. Этот прием тоже входит в перечень допустимых, хотя и выглядит изрядно заезженным.
В целом немного недоработанные сюжет и антураж «Черного моря» вытягивают двое исполнителей главных ролей: Трубинер и Вилкова. Сабуров получился человеком внешне мягким, но цепким, каким и пристало быть контрразведчику, который ищет шпионов в глубоком (или близком к фронту) тылу. А Елена относится к типу женщин, которые сформировались во время войны: она самостоятельна, обаятельна и чертовски опасна, особенно с оружием. Героиня Вилковой очень похожа на другого персонажа, сыгранного актрисой в сериале «Шифр»: той такая же фронтовая закалка помогала раскрывать преступления уже в мирное время. Елене же предстоит делать это в самый разгар войны.
Источник: aif.ru
Добавить комментарий