Роспись по ткани – один из древнейших видов искусства, сохранившихся до наших дней. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. В давние времена, рецепт изготовления красок, также как и узоры хранились в тайне у мастеров. Сюжеты для росписи использовались самые разные: абстрактные рисунки, сложнейшие орнаменты. Об этом увлекательном занятии рассказывает участник Делового клуба, талантливый художник-стилист, дизайнер по интерьерам Анастасия Слонова. Для нее батик не просто любимое увлечение, а творчество, в котором она постоянно совершенствуется. Анастасия участница российских и международных выставок. Ее работы пользовались большим успехом на выставках в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Берлине, Мадриде, Риге.
История создания батика связана с яванской культурой (Индонезия), в религиозной системе которой, значительное место занимает культ предков.
Яванцы считают, что вся вселенная делится на два основных мира – верхний и нижний. Верхний — ассоциируется с небом, солнцем, светом, мужским началом. Нижний – с землёй, темнотой, луной, женским началом. Это сущность самой природы, когда одно не может существовать без другого. Согласно этому убеждению, ткани, расписанные в технике батика, символизируют женское начало космоса.
Происхождение батика связано с предком яванцев по женской линии — принцессой Чандра Кираной. Не случайно Чандра Кирана дарит принцу Панджи одежду из батика в знак любви и преданности своему возлюбленному. Изготовление батиков – сугубо женское занятие. Национальное мужское оружие крис (символ мужской половины космоса) хранят завернутым в батиковую ткань, олицетворяющую женственность. Это воплощение единства двух противоположностей, мировой гармонии. Эти особо чтимые предметы яванцы держат в центральной части дома, в священном помещении – кабонгане.
Ни один обряд жизненного цикла яванцев не обходился без батика, настолько сильна была вера в благую мощь этих тканей. По поверьям, некоторые узоры батика способны приносить исцеление больному, даровать большое потомство, богатство, хорошую должность, долголетие, супружеское счастье. Этими тканями пользовались при совершении определенных обрядов, например, одевали в них мальчиков, чтобы легче переносилась боль при обрезании, обязательно пользовались такими тканями на свадебных церемониях, при беременности, рождении ребенка.
Система орнаментации была сложной. Главная цель орнаментов – выразить идею вселенской гармонии, а значит – благоденствия и счастья. Подарок из такой ткани символизировал пожелание ее владельцу достичь власти и богатства. «Космологические» батики еще в недавнем прошлом могли носить только лица королевской крови и самые высокие сановники.
Яванцы считали, что батик – это некое живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является оберегом женщины. Отсюда и священнодействия во время окрашивания тканей. На роспись куска ткани уходило от двух недель до полугода, а то и до двух лет, если узор очень тонкий.
Позже этой техникой росписи по ткани пользовались мастера разных стран. Батик использовали в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, африканских странах. На сегодняшний день сохранились элементы египетских тканей III – VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. её применяли в основном для одежды, а также для украшения жилищ и храмов.
Батик в древности был распространен в Индии, а китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии и Китая, он называется «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в промышленный способ окраски тканей, но в середине XIX века окраска тканей была вытеснена английской ситцевой набойкой. Однако в начале ХХ века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке, а также в России.
В наши дни батик соединяет в себе особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика, позволяя создавать эксклюзивные ткани. Он широко используется в дизайне интерьеров. В основе картин – натуральный шелк, иногда – хлопчатобумажная ткань. Ткань подчеркивает тонкость, изящество, нежность. Это сродни рукоделию, которое не только выполняет задачу создания красивого интерьера, от нее веет уютом и домашним теплом.
В материале использованы иллюстрации работ Анастасии Слоновой.
Источник: womenofrussia.org
Добавить комментарий