Белорусская свадьба издавна славится с шиком, раздольем и щедростью, ее обряды и традиции сохраняются и по сей день. Свадебное событие подразделяется на три части:
- Перед свадьбой.
- На свадьбе.
- После свадьбы.
Благоприятный период для проведения свадьбы:
- Время полнолуния,
- Дни между Крещением и Масленицей,
- Время после сбора урожая колосовых.
Запрещалось играть свадьбу во время церковных воздержаний и «кровавых вечеров» с 7 по 21 января.
Подготовка к свадьбе жениха
У родителей жениха в этот день много дел. Необходимо украсить повозки, на которых поедут за невестой. Первая повозка должна выделяться особенной красотой. По традиции жених сидел в первой повозке. Наряжали дугу и упряжку хвойными веточками, а наверх привязывали яркие ленты. Они должны быть белые и красные. Белые ленты символизируют чистоту и целомудрие, а красные – перерождение, перехода. Обязательным и важным атрибутом являются колокольчики. На дуге, в середине вешали самый большой колокольчик, а по краям маленькие. Во время движения повозок, колокольный звон звучал по всей округе, сообщая о праздничном событии. Также этот звон отпугивал всякую «сквернь» и устранял чародейства.
После того, как повозки были наряжены, в центре дома жениха на стол, накрытый белой скатертью, ставили хлеб, ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец жениха повязывал руки сына ритуальным полотенцем, три раза обводил его вокруг стола и вел к порогу. Потом отец давал сыну в руки маленькую икону, на которой изображался Христос. Мать давала сыну своё благословение. В руках держала икону и громничную свечу. По традиции иконы оставляли дома, а ритуальную свечу носили с собой для безопасности свадебной процессии. Сват же брал с собой деньги, сладости, алкоголь, пояса для выкупа невесты.
В повозки усаживались: молодой, сват, молодежь, крестная мать, родной брат, лучший друг жениха и музыканты. Таким образом, набиралось 4 -5 повозок.
Подготовка к свадьбе невесты
В этот день у невесты, её семьи и подруг не меньше хлопот. Праздничное угощение собирали родные новобрачной. Одевали молодую подружки. Особое внимание уделялось выбору дома, в котором собирали невесту.
- Этот дом должен был находиться на стороне дома родителей невесты,
- Свита жениха должна была проезжать мимо дома невесты,
- Запрещалось собирать новобрачную в доме, где жили неполные семьи,
- Дом выбирался такой, в котором жила благополучная семья.
Молодой новобрачной плели косу, надевали фату, платье, сапожки, опоясывали её ярким поясом.
Фата была сложная:
- Скрывала волос.
- Прятала лицо невесты.
- Сверху одевали венок из цветов.
Изготовить венок было не просто. Некоторые цветы состояли из лент и бумаги. Прикрепляли их к картонному кругу. Также составляли венок из полевых растений. В него вплетали мяту, руту, барвинок, калину. Глядя на венок, можно было многое узнать о его хозяйке. Рута, заплетённая в венок – девичью непорочность. Мята в венке означала то, что невеста сирота. Только невинная невеста могла надеть венок на голову.
Традиции и обряды на выкупе невесты
Очень колоритным и энергичным у белорусов считается выкуп невесты. Раньше торги вела старшая сестра новобрачной, потом – её родной брат.
Торгующимся разрешалось прибегать к словесным оскорблениям, унижениям. Лишь бы жениху снизить цену на «товар» (невесту), а другой стороне, как можно дороже её «продать».
Кроме того, для жениха готовятся несколько заданий, которые ему необходимо выполнить, чтобы показать свои умения. Неправильные ответы жениха оплачиваются деньгами, спиртным, сладостями. В результате, жених забирает невесту и ведёт её в дом своих родителей. Там уже накрыт стол и ждут гостей. Рассаживались так – гости со стороны жениха традиционно садились вдоль стены от улицы, а родных невесты принято усаживать вдоль стены от двора.
Руководил застольем старший сват. Он же первым тостовал. После небольшого застолья собирались ехать в храм.
Обряды перед поездкой в храм
Традиционно, отец невесты повязывал на пояс дочери домотканное полотенце, делал с ней три круга вокруг стола по ходу движения солнца. Затем на пороге своего дома передавал дочь жениху. Согласно ритуалу, в концы этого полотенца мать и отец помещали по буханке хлеба. Дугой поднимали полотенце перед выходом из дома. Таким образом, родители создавали врата бессмертия, с виду, напоминающие подкову. Проходя через это, молодожены должны были приклонить головы. Поклон адресовывался порогу, в котором в древние времена хоронили предков.
Жених и невеста ехали в храм в разных повозках. Теперь в свадебном кортеже традиционно становилось семь повозок. Перед тем как молодые отправлялись в путь, родители проводили ещё один оберегающий обряд. Он заключался в «замыкании» молодой пары в магический круг. Отец с иконой и двумя горящими свечами обходил свадебный кортеж. За ним следовала мать. Она сыпала зерно. Шествие проходило по ходу солнца. Люди верили, что теперь по дороге в храм и на обратном пути никто не сможет принести вред молодой паре.
чтобы этот круг не разрушить, родителям не разрешалось находиться на таинстве в храме.
Венчание в храме
В храме молодожен ставили на специальное полотенце. Поверх полотенца предварительно расстилали красный пояс и два медных пятака. Эти предметы потом отдавали в дом молодых и хранились в нём. В конце свадьбы эти предметы и бокалы, из которых пили новобрачные, заворачивались в пояс. Это делалось для долготы счастья в семейной жизни.
Некоторые традиции до сих пор соблюдают на свадьбах. Это видно на видео:
Источник: weddingadvice.ru
Добавить комментарий